вторник, 26 июня 2012 г.

Праздник Ивана Купала-факты, мистика, традиции

Уважаемые мои Друзья, Клиенты и Посетители сайта!

Моя очередная статья будет касаться темы такого чудесного и всеми любимого праздника, как Ивана Купала. Все мы знаем, что до сих пор осталось очень много противоречивых моментов касательно происхождения и значения данного праздника-одни считают его Языческим, другие- христианским. Так или иначе, каждый из Вас, дорогие читатели, знает красивую легенду про Цветок Папоротника и гуляния возле костра…Но, поверьте, Вы знаете слишком мало об этом празднике, позвольте же мне рассказать Вам больше!

Итак…

…Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе.

Начнем с того, откуда пошло название этого праздника, и с чем он вообще ассициировался у наших Предков.Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20—21 июня).Потому по Старому стилю староверы Ивана Купала празднуют 21 июня. C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах, отсюда и словосочетание “Ивана Купала” пошло, так как мы знаем, что исторически образ Иоанна (Ивана) Крестителя был связан с водой, в которой он крестил Иисуса Христа. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя приходится на 7 июля, так как Русская православная ( как и Украинская) церковь живёт по старому стилю- потому праздуем мы сейчас этот праздник именно 7 июля.

Можно сказать, что мы разобрались с происхождением и смысловой нагрузкой названия праздника.

Но не все так просто. Многие годы точится ожесточенная дисскусия касательно происхождения названия этого праздника, так как неоязычники, например, связывают праздник с “языческим божеством” Купала. Данная точка зрения не разделяется учёными, поскольку крайне сомнительно былое существование в славянском язычестве самого этого божества. Впервые божество «Купала» упоминается в Густинской летописи (XVII век), и является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое “божество”.Вот так-снова из-за недоразумения сплошная путаница!

На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях

Давайте немного поговорим именно о традициях празднования этого праздника, так как они, воистину-колоритные и очень интересные.

Иван Купала всегда принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население поселка, села, города, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться – обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры. Через них бросали венки, прыгали.
В день Ивана Купалы купались в росе и воде. Считалось, что Иванова роса помогает сохранить молодость и чистоту кожи, если ей окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться клопы и тараканы. По народным представлениям, в этот день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой.

Также днем собирали цветы для гадания – богатки. Об этих цветах ходят настоящие легенды, и есть такие вот примитивные способы гадания на них ( взято с материалов Исследования Традиций Подмосковья А. Войтенко): “Рвали богатки, загадывали желание на суженого и ложили под подушку ; если распустится цветок, значит желание сбудется..”, “Богатки рвали, под подушку, на потолок ложили. Если распустится, будешь живой и здоровый, а если не распустится, то умрешь…” , “..Гадали в Иван Цветной. Иван-Цвет бывает в июле. Клали двенадцать цветов и приговаривали: ”Иван, цвет цветов, счастья мне нагадай”. А сами цветы распределим и на каждый загадаем. Потом одна воровая (ловкая) начинает выкликать цветок: берет цветок и говорит: “Этому что?” А тебе надо свой цвет угадать. Какая угадала, у той, значит, сбудется”.

Могу продолжать бесконечно-традиции Ивана Купала для меня лично очень интересный и самобытный элемент Языческого культа.

Хочу рассказать Вам о древней традиции сплетать венки девушкам в ночь Ивана Купала.

С древних времен в ночь на Ивана Купалу девушки плели венки и бросали их в воду.Но, хочу отметить, что венки обязательно должны были плестись по “негласным правилам”, которые каждая уважающая себя девушка должна была знать!Открою Вам секрет: венки должны состоять из 16 видов трав, а трава разная- и колокольчик, и зверобой, и тысячелистник, и боярышник… Обряд бросания венков в воду и гадания на суженого раньше назывался на некоторых русских территориях “молчаливая вода”.

Традиционным атрибутом праздника считались костры, их повсеместно в Ивановскую ночь жгли. Обычно раскладывали их на возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи. Жгли бочки, пни, надетые сверху на шесты колеса и пуки соломы. В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям. Около костров веселилась молодежь: пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости. Любимым развлечением молодежи было перепрыгивание через костер, в одиночку или парами. В Ивановскую ночь, как и в Святки, молодежь не придерживалась обычных норм поведения. Девушки и парни рядились, т.е. надевали вывернутые наизнанку шубы. Загоняли в рожь Иванов и Марий; шалили в деревне: закладывали печные трубы или подпирали ворота и двери изб; катались и боролись во ржи. Главная особенность купальской ночи, конечно же- очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

Интересно?
Читайте продолжение на моем сайте:
http://koldovko.ru/publ/prazdnik_ivana_kupala_fakty_mistika_i_tradicii/1-1-0-12